Это два вида деятельности, в результате выполнения которых повышается безопасность и качество продукции, товаров и услуг, одежды, продуктов питания, электроники, транспорта, медицинских препаратов и оборудования, экологии, жизнедеятельности, передачи информации и т.д.

Давайте разберемся, чем отличаются стандартизация от сертификации и что у них есть общего.

Стандартизация – деятельность по созданию и изданию норм и правил, иными словами, стандартизацией называется разработка, проверка, утверждение и публикация нормативных документов, таких, как ГОСТы, ОСТы, СНиПы, ТУ, Технические регламенты и пр.

Существуют органы стандартизации (например Госстандарт России, Госстрой России, Министерство образования РФ и др), которые на законном основании имеют право разрабатывать и утверждать правила и нормативные документы, после чего последним придается статус стандартов.

Meetingnew gost

Сертификация, в свою очередь направлена на подтверждение соответствия продукции, услуг, систем менеджмента установленным стандартам (документам – утвержденным и изданным в рамках стандартизации), а это уже направлено на обеспечение защиты потребителя от некачественных услуг или продукции.

Обязательная и добровольная сертификация.

Обязательная сертификация — это система оценки соответствия продукции в рамках законодательства о техническом регулировании, в первую очередь подтверждение её безопасности.

Добровольная сертификация – это система подтверждения функциональных характеристик качества, безопасности или выполнения нормативных требований при выпуске в обращение продукции, осуществляемое независимой экспертной организацией, касательно тех показателей, которые указывает заявитель. Добровольная сертификация выполняется в соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг».

 Meetingnew gost1

Иными словами, если ваш товар состоит в перечне обязательно сертифицируемых, то вы обязаны его сертифицировать. Но, если на товар не распространяются требования обязательной сертификации, то его можно не сертифицировать вообще, или сертифицировать в добровольном порядке подобрав соответствующий стандарт, правило или технический регламент. Добровольная сертификация может способствовать повышению лояльности потребителя, а также являться конкурентным преимуществом перед аналогичными товарами. Также, некоторые компании, заботящиеся о качестве, могут потребовать выполнить сертификацию в добровольном порядке.

В системе сертификации несколько участников – органы по сертификации, испытательные лаборатории, поставщики продукции (производители, продавцы).

В итоге получается, что стандартизация устанавливает нормы и правила для товаров и услуг, а сертификация подтверждает соответствие выпускаемых в обращение товаров и услуг соответствующим нормам и правилам.