Получив свидетельство о государственной регистрации, производитель вправе официально декларировать, что его продукция полностью соответствует действующим санитарно-гигиеническим нормам и техническим регламентам, принятым в рамках Евразийского экономического союза, и заниматься ее реализацией на территории всех стран-участниц данного объединения. Данный документ обладает идентичными правовыми основаниями на территории всех стран, участвующих в Таможенном Союзе и создается по единому образцу, вне зависимости от товарной группы, к которой относится конкретная готовая продукция.

Регистрация определенных видов товара вступила в силу, начиная с 01.07.2010 года. Новый механизм регистрации заменил существующую ранее практику проведения санитарной экспертизы. Таким образом, производителю больше не требовалось получать дополнительные гигиенические сертификаты – свидетельство государственного образца полностью перебрало на себя его функции.

Если сравнить товарную номенклатуру, для которой требовалась СЭЗ, и товары, подлежащие государственной регистрации продукции то количество последних было существенно сокращено. Данный шаг был предпринят правительствами стран-участниц ТС абсолютно осознанно, поскольку он позволил уменьшить издержки производителей, избавиться от практики двойного контроля качества (гигиенические сертификаты и декларации о соответствии обладали, по сути, одинаковыми свойствами). Также разработчики новой процедуры сертификации настояли на том, что государственные свидетельства должны выдаваться без каких-либо ограничений по сроку действия – повторное получение свидетельства больше не требуется. Однако следует отметить, что санитарные сертификаты, полученные до 2010 года стали недействительны.

Для каких товаров необходимо получить свидетельство

Товары, нуждающиеся в свидетельстве, внесены в особый перечень продукции подлежащей регистрации, регламентированный Комиссией ЕвразЭС. Если соответствующая процедура не была соблюдена, производитель или дистрибьютор данной продукции не сможет оформить декларацию о соответствии и ее продажа в странах ТС будет незаконна. Приблизительный список товарных групп, нуждающихся в регистрации, выглядит следующим образом:

  • питание детское, внесенное в группу 03 ТН ВЭД ТС;
  • химические средства, обладающие дезинфицирующими свойствами, а также применяемые в быту для дезинсекции и дератизации (аналогичные средства, применяемые в ветеринарии, из списка исключены);
  • бытовые химические средства общего назначения;
  • природные и синтезированные вещества, которые способны оказать пагубное воздействие на здоровье человека, либо несущие экологическую опасность на любом из производственных этапов (а также при хранении, транспортировке, непосредственном применении, вторичной переработке и т. д.);
  • оборудование, вспомогательные технически средства и материалы, применяемые для создания и ремонта систем водоснабжения, поставляющих питьевую воду в жилые дома и здания иного назначения;
  • большинство товаров, относящихся к предметам личной гигиены;
  • предметы, контактирующие с пищей (за исключением столовых приборов, посуды, упаковочных средств, вспомогательного оборудования).

Товарные группы, исключенные из списка обязательной регистрации

В отдельном перечне вынесены товары, для которой не нужна государственная регистрация продукции, вне зависимости от кода ВЭД, который им был присвоен. К таковым относятся:

  • отдельные образцы товара, которые будут исследованы во время экспертизы, необходимой для оформления государственного свидетельства;
  • дополнительное сырье для изготовления табачных изделий, аксессуары табачные;
  • оборудования для лабораторий, химические реактивы;
  • сырье для пищевой промышленности, используемое при изготовлении питательных сред (яйца домашней птицы);
  • комплектующие и запчасти для транспортной и прочей техники;
  • аксессуары косметического назначения, сувениры;
  • экспортные товары, производство которых было осуществлено согласно технической документации иностранных компаний;
  • отдельные образцы товаров, используемые для выставочных и рекламных целей (без реализации в странах ТС);
  • подержанные товары, реализуемые в торговых точках комиссионной торговли.

Порядок проведения государственной регистрации продукции

Официальным органом, уполномоченным выдавать регистрационные свидетельства, на территории РФ является Роспотребнадзор. Оформление документов занимает несколько последовательных этапов, в том числе исследовательские мероприятия, призванные удостовериться в факте соответствия характеристик товара действующим нормативам. Чтобы инициировать процесс проверки, производитель или дистрибьютор продукции должен предоставить в Роспотребнадзор следующий пакет документов:

  • заверенные производителем копии технических регламентов, спецификаций, стандартов, рецептур и других документов, декларирующих состав продукции и условия ее производства;
  • уведомление от заявителя, подтверждающее, что данная продукция была изготовлена в полном соответствии с предоставленными техническими регламентами;
  • документы, в которых описаны правила эксплуатации, применения продукции;
  • макеты упаковок или скопированные этикетки товара;
  • составленный акт о проведенном отборе испытуемых образцов;
  • декларация о задействованных при изготовлении пищевой продукции наноматериалах, ГМО, гормонах пестицидах и пр.;
  • протоколы ранее проводимых экспертиз;
  • выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

После проведения испытаний с предоставленным образцом, производитель и Роспотребнадзор согласовывают вид макета Свидетельства. Выпуск свидетельства сопровождается занесением его номера специальный реестр Росаккредитации.

Сроки и стоимость оформления государственного свидетельства

Зачастую срок оформления свидетельства о государственной регистрации продукции зависит от типа регистрируемой продукции. Также на длительность оформления могут повлиять правила, действующие в стране-участнице ТС, в чей контролирующий орган обратился заявитель. Хотя санитарные правила в Таможенном союзе идентичны для всех участников межнационального объединения, регламенты органов надзора в каждой стране могут иметь некоторые отличия, в частности, влияющие на скорость оформления документов.

Стоимость оформления документов зависит от ценовой политики конкретного Центра сертификации, к услугам которой обратился производитель. На цену также влияет срочность заявки: если производитель желает получить свидетельство за две недели и меньше, стоимость вырастает в разы. Специалисты рекомендуют тщательно изучать условия, предлагаемые выбранным Центром сертификации. Данные организации способны оказать серьезную консультационную и организационную поддержку, помочь выбрать наиболее оптимальный план оформления СГР, проконсультировать насчет сбора требуемого пакета документов.